Особенности национальных выборов

Сказать, что у нас несовершенные избирательные законы, все равно, что ничего не сказать. В стране, где созданы крылатые ракеты, атомные реакторы, где водятся чемпионы мира по шахматам до неприличия глупые избирательные законы и порядки. Ну например, хорошие спортсмен, министр и милиционер за несколько месяцев до выборов организуют политическое движение, собирают в нем бизнесменов и бюрократов с сомнительной репутацией и не затрудняя себя такими глупостями как идеология или программа, с треском побеждают на выборах в Государственную Думу. Или например, с другой стороны политического спектра – специалисты по государственным краткосрочным пирамидам и дефолтам, рейтинг которых вопреки его определению имел отрицательное значение, посредством выборов становятся ведущей (в “светлое” капиталистическое завтра) политической силой. Или, например, вопреки устоявшейся традиции носить неотмытые доллары в кейсах, их почему-то носят в вульгарных коробках из-под ксероксов для оплаты избирательной победы тогдашнего очень непопулярного президента. И никто не удивился, что этот непопулярный президент, имевший за месяц до выборов ничтожный рейтинг всего в 2%, вдруг неожиданно побеждает на выборах. А его коммунистический оппонент -несомненный фаворит избирательной гонки, как то стушевался и как бы забыл, что он кандидат в президенты.

Изучая эти и бесконечный ряд других примеров, невольно приходишь к мысли – может рано еще нам быть избирателями? Но с другой стороны, даже обезьяны как- то избирают своих вожаков, которые, пока есть силы, заботятся о благополучии своей стаи? Может все дело в избирательных порядках?

Начнем с того (как указал товарищ Сталин), что дело не в том, как голосуют, а дело в том кто и как подсчитывает голоса. Наблюдательный человек, знакомый с работой низовых избирательных комиссий, наверняка отмечал, что членами комиссий, как правило, подбираются люди добросердечные, податливые, а председатели этих комиссий, наоборот люди твердые, харизматичные. Харизма - свойство человека навязать присутствующим свое мнение, пусть даже абсурдное. (Определение наше). А кто назначает председателя? – На этот счет существует процедура, изложенная в избирательном законодательстве. Однако, не вдаваясь в подробности, скажем, что это всегда человек исполнительной власти. Отсюда, какова власть – таковы и результаты выборов. Это надо поправлять. Например, вместо председателя, избирать, обязательно путем тайного голосования, из числа членов комиссии – ответственного секретаря. Членами комиссий, в обязательном порядке, должны быть представители всех избирательных объединений, участвующих в конкретных выборах.

Или другой более сильный вариант. Федеральное собрание РФ издает закон о создании специальных комиссий для подсчета голосов в ходе выборов всех уровней. Подбор членов таких комиссий должен осуществляться методом сучайной выборки среди граждан РФ, подобно тому как это делается при подборе присяжных заседателей в суде присяжных. Закон должен предусматривать уголовное наказание за махинации при подсчете голосов. Таким образом может быть достигнута цель – свести на нет административный ресурс власти при определении результатов голосования.

Совсем простой вопрос – выборы и деньги. Чем толще денежный мешок у кандидата, тем ясней его победа на выборах. В результате вместо народовластия – власть денежных мешков. Это тоже надо поправлять. Например так. Образуется общероссийский избирательный фонд. Источник его наполнения – спецналог в одну десятую процента с физических лиц. На конкретную избирательную кампанию выделяется конкретная сумма, которая делится поровну между всеми зарегистрированными кандидатами. Использование кандидатом дополнительных денежных средств – считать уголовным преступлением. Избиратель должен понимать, что дешевый сыр (бесплатные выборы) бывают только в мышеловке.

Следующая тема – выдвижение кандидата, сбор подписей избирателей для его регистрации и “клятва кандидата на справке о его имущественном положении”. Выдвижение кандидата вопрос особый. Новый закон “О политических партиях” предоставляет это право только политическим партиям. В связи с этим политические движения утрачивают право выдвижения кандидата. Мы уже опротестовали эту норму нового закона в Конституционном Суде РФ в связи с тем, что она противоречит части второй статьи 55 Конституции РФ, которая гласит: “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина”. То есть, если граждане объединившиеся в политическое движение обрели право выдвижения кандидатов, то никакой новый закон не может это право отнять.

Теперь о сборе подписей. Наш опыт в последней Московской избирательной кампании говорит о том, что средний сборщик (воровато проникнув в запертый подъезд) чтобы собрать две подписи должен пройти 40 квартир. В остальных 38 его посылают, причем в одно и то же место, но по разным причинам. Ты звонишь в дверь, а избиратель в трусах или он ужинает, либо просто зол от собачьей жизни – он тебя не ждал и может укусить. Мы считаем, что сбор подписей по квартирам – это злостное вмешательство в личную жизнь граждан. Это надо рассматривать как хулиганство и строго настрого запретить. Попутно заметим, что практически никому из кандидатов не удается в отведенные законом сроки честно собрать необходимое по закону количество подписей. В ход идут различные базы данных (от милицейских до библиотечных) затем подделка подписей избирателей. Мало того, что это безнравственно, победивший кандидат (покуда хранятся подписные листы) будет находиться под колпаком у власти. Из сказанного следует, что не надо мудрствовать лукаво – есть хорошо апробированный метод внесения избирательного залога. Только он не должен быть слишком велик, скажем для региональных выборов порядка 3000 долларов. Причем залог в точности должен быть равен сумме выделяемой кандидату из общественного фонда. Пусть будет хоть 50 кандидатов (законно выдвинутых) на одно место. Не собрал десяти процентов голосов избирателей – залог в казну, т.е. в тот же общероссийский избирательный фонд.

Теперь о “клятве кандидата на справке о его имущественном положении”. Надо перестать муссировать информацию о количестве подержанных “жигулей”. Надо перестать мелочиться. Справка должна содержать сведения о фабриках и заводах, нефтепромыслах и пароходах, об акциях больших корпораций, о паях в банках и т.п. Кроме того, кандидат должен сообщить, при каких обстоятельствах все это приобретено и, главное, – на какие деньги. Вот тогда у избирателя будет полная картина, и все станет на свои места.

Список избирательных безобразий весьма обширен и разнообразен. Однако, мы не считаем для себя возможным узурпировать тему. Надо дать возможность и другим авторам осветить особенности национальных выборов. Заметим только, что вновь изданные законы “о политических партиях” и “об основных гарантиях избирательных прав...” не только не решают поставленных здесь проблем, но наоборот - лишь только их усугубляют.

 

Председатель Политсовета “Народного

Движения против воровства и коррупции” С.В.Посохин

e-mail alpinist@mtu-net.ru, ndpvk@narod.ru

http://ndpvk.narod.ru

Тел. (095) 150-53-85, 956-99-90

 





Используются технологии uCoz