ПРОЕКТ Законопроект вносится в МГД в
Порядке законодательной
инициативы граждан.
Авторы: С.В.Посохин, О.В.Фомичева
Закон города Москвы
О введении ограничения на плотность населения
в кварталах жилой застройки
Наша справка: Власти крупнейших европейских городов в начале 50-х годов прошлого века
приняли решения об ограничении числа жителей в этих городах тем уровнем, на
котором оно находилось на тот момент.
В течение последних 50 лет решение неукоснительно выполнялось. Такая же
политика проводилась и в СССР. Однако, в ходе непродуманных реформ, число
жителей г. Москвы за последние 10 лет выросло более чем на 2 миллиона человек.
В чем суть проблемы? Сейчас плотность населения в некоторых районах доходит
до 300 человек на гектар, тогда как средняя плотность по Москве с учетом
улично-дорожной сети (УДС) около 100 человек на гектар. В последние годы
получил распространение т. н. метод «точечной» застройки когда под надуманным
предлогом «реконструкции» под снос идут крепкие (1964-65 годов постройки)
кирпичные пятиэтажные здания, а на их месте возводятся новые многоэтажки, при
этом плотность населения в некоторых районах может доходить до 600 и более
человек на гектар. Характерно, что «реконструкция»
проводится в благополучных во всех отношениях районах, где новую площадь можно
выгодно продать и не затрагивает экологически неблагополучные рабочие окраины.
Хорошо это или плохо? Плохо, потому что это – чрезвычайно опасно. Случись
эпидемия, вероятность смертельного исхода для жителей в больших городах и тем
более в уплотненных районах резко возрастает. Напомним, что 50 миллионов жизней
унес грипп «Испанка» в 1919 г. преимущественно в больших городах, где чрезмерно
велика плотность населения. Кроме того, при такой плотности населения резко
ухудшается качество жизни. Уменьшается площадь зеленых насаждений и газонов,
уменьшается инсоляция, как в квартирах, так и в микрорайонах, больше становится
автомашин и интенсивней их движение, загрязняется воздушный бассейн. Теснее
становится в общественных местах, труднее получить место в детском саду или в
школе. Увеличивается нагрузка на инфраструктуру, при которой резко
увеличивается вероятность техногенных катастроф и тяжесть их последствий.
Проблема спровоцирована сверхприбыльным характером московского
строительного бизнеса. Основная масса покупателей, инициирующих спрос на жилье
– это разбогатевшие приезжие. Дополнительный приток жителей увеличивает
нагрузку на инфраструктуру, которую для них приходится наращивать за счет
жестокой эксплуатации дополнительной приезжей рабочей силы. Порочный круг замкнулся,
население города бесконтрольно растет, количество жилья наращивается, а москвичи
по-прежнему с 1986 года стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Важно заметить,
что сейчас в Москве, на самом деле, жилищной проблемы нет: сейчас в городе
около 24 кв. метров на человека, и этого, с учетом наших жестких климатических
условий, вполне достаточно. А вот проблема ненормального распределения жилья
действительно существует.
Исходя
из сказанного и опираясь на Статью 42 Конституции РФ, где сказано, что «Каждый
имеет право на благоприятную окружающую среду», а также часть 3, статьи 17 Конституции РФ, где сказано, что
«Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
свободы других лиц». С целью предотвращения эпидемической опасности и
установление гарантий на сохранение достигнутого качества жизни для жителей
города, настоящим Законом устанавливается ограничение на плотность населения в
кварталах жилой застройки, которая не должна превышать 270 человек на гектар.
Текущую
плотность населения в кварталах и микрорайонах жилой застройки устанавливает
(под контролем общественности) статистический орган администрации города. В тех
кварталах, где указанный показатель уже превышен, администрация города
выполняет следующие действия:
1. В
течение одного года с момента установления плотности населения в кварталах и
микрорайонах жилой застройки предоставляет местным очередникам города новую
жилплощадь в соответствии с действующими нормативами.
2. Вводит
запрет на новое жилищное строительство в перенаселенном микрорайоне.
3. Выявляет
ветхий жилой фонд и в течение двух лет осуществляет его расселение и снос.
4. Выявляет
неудобный жилой фонд (первые этажи, отсутствие инсоляции и т. п.) и в течение
трех лет осуществляет его расселение и перепрофилирование под торговые площади,
офисы и т. п.
5. В
случае, если после выполнения вышеуказанных действий, показатель плотности
населения оказался превышенным, то в микрорайоне сохраняется сложившееся
положение.
Администрация
города обязана способствовать сохранению рабочих мест в строительном секторе и
организовать перепрофилирование существующих строительных мощностей различных
форм собственности с жилищного строительства на строительство новых станций
метрополитена (см. Закон о развитии транспортной системы г. Москвы).